"Четыре четверти": музыкальный сайт о саморазвитии через музыку

Музыка, которая расскажет Вам о том, как родилась Вселенная. Аутентичные знания и практики. Горловое пение, варган, медитация, эзотерика, философия, самореализация, ритм...
Ритм четыре четверти, 100 %, целостность, гармония, красота, равновесие и развитие.

Главная -> Библиотека -> Боевые искусства: Ушу -> Методы перемещений в Ушу
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory

Продолжаем серию публикаций о китайском боевом искусстве Ушу. Чем можно объяснить популярность этого единоборства? С детства всем мальчишкам нравилось смотреть фильмы с участием Брюса Ли или Джеки Чана. Лично для меня в этом было что-то захватывающее дух. Сегодня интерес к ушу возрастает с ростом могущества Китая, да и предсказания о России предвещают значительное усиление роли Китая в экономике России. Так может быть стоит обратить внимание на быт китайцев, частью которого является ушу? Ведь возможно именно благодаря своему менталитету Китай добивается прогресса.

Итак, в разных стилях ушу есть разные перемещения. Поговорка ушу гласит: «тренировать кулаки легко, передвигаться трудно». Скорость и дистанция перемещений непосредственно влияют на эффективность атак и защит, поэтому к перемещениям выдвигаются следующие требования:

 

ЕСТЕСТВЕННОСТЬ

При перемещениях движения и смена позиций должны происходить живо и естественно, противник не должен уловить положение центра тяжести. Определение месторасположения центра тяжести противника является основой выбора используемых техник. К примеру, если противник атакует боковым ударом кулака, то его центр тяжести обязательно смещается на переднюю ногу. Если одновременное защитой нанести ему подсекающий удар ногой по передней ноге, то произведенный этим эффект будет очень кстати. Кроме того, так как центр тяжести противника находится на передней ноге, контрудар его передней ногой уже невозможен, естественность передвижений также нарушена. Для естественности перемещений существенными являются во-первых, сила, коленные и голеностопные суставы должны иметь хорошую упругость, и во-вторых, расстояние между ногами, оно не должно быть слишком широким, центр тяжести по возможности не должен смещаться на одну из сторон (если только это не требуется для атаки), в бою следует всеми силами избегать статичности.

 

СКОРОСТЬ

Перемещение должно быть быстрым. Поговорки ушу гласят: «достигают руки, но не достигают ноги — искусно врага не разобьешь», «в ударе тридцать процентов от рук и семьдесят — от ног, победитель полностью полагается на быстроту ног».

 

УСТОЙЧИВОСТЬ

Во время перемещения нужно сохранять равновесие. Поговорка ушу гласит: «шаги неустойчивы — кулаки хаотичны». В южных стилях об устойчивости нижнего уровня говорят так: «поднял ногу — одна сторона опустела». В требованиях северных стилей к атаке и защите также разъясняется: «воспользоваться моментом и ударить, проходя мимо прихватить чужую вещь, четырьмя лянами передвинуть тысячу цзиней». Во всех этих высказываниях заключен один и тот же принцип: поняв расположение центра тяжести противника и закон его перемещения, нарушить его устойчивость и своевременно используя момент добиться победы. Например, некоторые бойцы при ударе кулаком вперед придают значение только силе и позволяют своему центру тяжести слишком сместиться вперед, выходя из плоскости опоры. Если противник подействует по направлению движения, то вызовет потерю равновесия. Другие при атаке ногами только и знают что лупить в высоту, теряя устойчивость. При встрече с противником, практикующим броски приподниманием, они будут легко опрокинуты. Все это — результат неустойчивости перемещений.

 

ТОЧНОСТЬ

Перемещения должны совершаться точно. Точность перемещения позволяет выиграть время при атаке, защите или защите с контратакой. Если при атаке сместился слишком мало, то не получишь всего эффекта; при защите ушел недостаточно — есть риск получить удар, ушел слишком далеко — не сможешь контратаковать. Точность перемещений в основном зависит от возможностей бойца по оценке времени и расстояния, которые приобретаются длительной практикой. Не зря в некоторых стилях ушу большинство времени уходит именно на проработку перемещений. Так в багуачжан говорят, что нужно потратить десять лет на тренировку шага, а

боевые приемы можно выучить за полгода. В мэйхуачжуан (столбы сливы мэйхуа) учат, что противник нужно запутывать перемещениями, что он должен словно попасть в туман и не знать куда двинуться.

 

СТАНДАРТНЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Все примеры приводятся в предположении, что исполнитель находится в левосторонней боевой позиции.

ЦЗИНЬБУ (наступление вперед). Передняя стопа (левая) делает полшага вперед, затем задняя стопа подтягивается на полшага вперед.

Важные пункты: шаг не должен быть слишком большим, положение верхней половины тела остается неизменным, чем быстрее осуществляется переход от шага вперед к подтягиванию задней ноги—тем лучше.

ТУЙБУ (отступление назад). Задняя стопа (правая) отступает на полшага назад, затем передняя стопа отступает на полшага.

Важные пункты.аналогнчны цзиньбу.

ШАНБУ (переставной шаг). Задняя нога делает шаг вперед, одновременно левая и правая руки меняются местами, образуя симметричную боевую позицию.

Важные пункты: при шаге вперед корпус не должен качаться вперед или назад, руки должны меняться местами одновременно с шагом.

ЧЭБУ (шагназад). Передняя стопа отступает на шаг назад, левая пятка оторвана от земли, правый носок развернут наружу, центр тяжести смещен на заднюю ногу.

Важные пункты: не следует отступать слишком далеко, смещение центра тяжести должно быть незаметным.

ЧАБУ (заднескрестный шаг). Задняя (правая) нога делает шаг поперек влево позади передней ноги, пятка оторвана от земли, ноги скрещены.

Важные пункты:при чабу корпус не должен поворачиваться, он по-прежнему обращен левой стороной к противнику, после чабу нужно тут же вновь принять боевую позицию.

КУАБУ (поперечный шаг). Правая нога делает полшага под 90 градусов вправо, левая нога немного подтягивается к правой, ноги согнуты в коленях, одновременно левый кулак выбрасывается по диагонали вниз, правый кулак подтягивается к правой щеке. Перемещение влево выполняется симметрично.

Важные пункты:этот способ перемещения в основном используется для ухода в сторону. После куабу центр тяжести понижен для удобства контратаки. Одна нога должна быть

«пустой», другая — «полной». Руки защищают верхний и нижний уровни, образуя как можно большую зону защиты.

ШАНЬБУ (шаг-уход). Левая (правая) стопа перемещается на полшага влево (вправо), правая (левая) стопа тут же скользит влево (вправо); одновременно корпус поворачивается на 90 градусов вправо (влево).

Важные пункты: перемещение легкое и быстрое, ускользающий поворот корпуса живой и ловкий.

ХУАНЬБУ (смена стороны). Левая и правая стопы одновременно отталкиваются от земли и меняются местами, одновременно руки тоже меняются местами, образуется симметричная боевая позиция.

Важные пункты во время поворота необходимо, чтобы таз двигался с ногами как одно целое; корпус не должен заметно взлетать вверх.

ГАЙБУ (переднескрестный шаг). Правая стопа переступает через левую и становится перед ней, разворачиваясь при этом носком наружу; левая пятка отрывается от земли, колени согнуты, центр тяжести смещается на правую ногу.

Важные пункты: при перешагивании корпус не поворачивается, центр тяжести не должен подниматься и опускаться, длина шага должна быть удобной.

ЦЗУНБУ (взвивающийся шаг). Может выполняться как толчком одной ноги, так и толчком с двух ног. Цзунбу с одной ноги: одна нога сгибается в колене и поднимается вверх, другая нога при этом отталкивается от земли, перемещаясь вперед.

ЦЗУНБУ с обеих ног: Обе ноги одновременно отталкиваются от земли, позволяя подпрыгнуть вверх, либо прыгнуть вперед, назад, влево или вправо.

Важные пункты: поясница действует заодно с бедрами, корпус прямой, не следует подпрыгивать слишком высоко.

ДЯНЬБУ (шагна подставку). Задняя нога отталкивается от земли и приставляется к передней, одновременно передняя нога поднимается сгибаясь в колене.

Важные пункты: задняя стопа быстро приставляется к передней, между подшагом и подъемом колена не должно быть никакого разрыва или паузы, корпус смещается вперед, он не должен взмывать вверх.

ЮЭБУ (скачок). Правая нога оттолкнувшись от земли переступает на шаг вперед, а затем и левая нога пока правая еще не приземлилась тоже отталкивается от земли и переступает на шаг вперед.

Важные пункты: движения ног должны быть быстрыми и непрерывными, корпус не должен качаться вперед и назад, не следует высоко взмывать в воздух.

Обратите внимание: