"Четыре четверти": музыкальный сайт о саморазвитии через музыку

Музыка, которая расскажет Вам о том, как родилась Вселенная. Аутентичные знания и практики. Горловое пение, варган, медитация, эзотерика, философия, самореализация, ритм...
Ритм четыре четверти, 100 %, целостность, гармония, красота, равновесие и развитие.

Главная -> Библиотека -> Боевые искусства: Ушу -> Боевая техника рук в Ушу
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory

Беда современного спортивного ушу в том, что при его изучении делают слишком большой упор на тренировку комплексов. Люди, во-первых, слабо представляют себе практическое применение входящих в комплексы приемов, и во-вторых, даже зная смысл приема не умеют применить его в бою. Поэтому необходимо дать хотя бы поверхностный обзор содержащихся в разных стилях приемов.

Согласно теории ушу, боевые техники можно разделить на четыре больших класс: «да, ти, на, шуай», что можно перевести как «удары руками, удары ногами, приемы связанные с захватами, броски». Подругой классификации приемы делят на приемы непосредственной атаки и приемы защиты с контратакой. Защиту как отдельную категорию не рассматривают, ибо обороной боя не выиграешь. Не правда ли, разительный контраст каратэ с его «всегда начинай и заканчивай блоком» или айкидо с его философией непричинения вреда? Очень часто приходится слышать в адрес ушу обвинения в жестокости, но при этом нужно учитывать гигантское население Китая. Человеческая жизнь, в отличие от европейской цивилизации, никогда там особо не ценилась (вспомним хотя бы расстрел на площади Тяньаньмэнь в 1989 году), в случае нападения практичные китайцы обычно стремились создать значительный численный перевес, а не вести рыцарские дуэльные поединки, потому практически любой стиль ушу готовит своего адепта к ведению боя насмерть против толпы нападающих. Все это необходимо учитывать при тренировке приемов ушу, иначе желаемого результата достичь будет трудно.

Еще техники разделяют на базовые (цзибэньгун), и собственно приемы. Обычно прием состоит из нескольких базовых техник, скомбинированных в соответствии с идеологией конкретного стиля.

Еще раз хочу напомнить, что стилей в ушу — сотни, приемов в них десятки тысяч, поэтому можно сделать лишь краткий обзор небольшой толики самых общих техник. Будут рассмотрены, в основном, базовые техники, и некоторые приемы, в которые они входят.

 

I. ЧУНЦЮАНЬ (ПРЯМОЙ УДАР КУЛАКОМ)

Этот удар есть в большинстве стилей (за исключением, разве что, багуачжан). В стилях боя на дальней дистанции его обычно бьют от поясницы, в стилях боя на ближней дистанции — от груди. Во всех случаях кулак при виде сверху движется прямо по линии, соединяющей середины фигур бойца и его противника — это обеспечивает максимальную вложенность в удар всего тела (при ударе от края поясницы она обеспечивается синхронным поворотом бедер). Удар с передней руки обычно слаб, зато удар с задней руки очень разрушителен. Очень часто при этом ударе используют не горизонтальный, а вертикальный кулак, то есть центр сжатой в кулак ладони обращен не вниз, а в сторону.

Варианты применения:

•          Гунбу ляньхуань чунцюань (непрерывные удары кулаками

из гунбу).

Исходное положение: ноги вместе. Руки сжаты в кулаки у поясницы, центры ладоней обращены вверх.

Левая нога делает длинный шаг вперед и сгибается в колене, образуя левую гунбу. Одновременно правый кулак наносит горизонтальный удар вперед от поясницы, центр ладони обращен вниз. Затем он возвращается к пояснице. Затем левый кулак бьет и возвращается; затем бьет правый кулак — три непрерывных удара. Сила достигает передней стороны кулака. Взгляд направлен горизонтально вперед.

Вернуться в исходное положение. Тренировать на обе стороны.

•          Мабу ляньхуань чунцюань (непрерывные удары кулаками из мабу)

Исходное положение: ноги вместе, руки сжаты в кулаки у поясницы, центры ладоней обращены вверх.

Левая нога делает шаг влево. Ноги сгибаются в коленях, образуя мабу. Одновременно правый кулак наносит горизонтальный удар вперед от поясницы, центр ладони обращен вниз. Затем он возвращается к пояснице. Затем левый кулак бьет и возвращается; затем бьет правый кулак — три непрерывных удара. Сила достигает передней стороны кулака. Взгляд направлен горизонтально вперед.

Вернуться в исходное положение.

Тренировать на обе стороны.

• Гунбу цзя да (подпереть и ударить с гунбу)

Исходное положение: ноги вместе, руки сжаты в кулаки у поясницы, центры ладоней обращены вверх.

Левая нога делает длинный шаг вперед и сгибается в колене, образуя левую гунбу. Одновременно левый кулак от поясницы подпирает вверх над передней частью головы, кулак обращен внутренним краем вниз, центр ладони обращен вперед, рука чуть согнута. Правый кулак наносит горизонтальный удар вперед от поясницы. Сила достигает передней стороны кулака. Взгляд направлен горизонтально вперед.

Вернуться в исходное положение.

Тренировать на обе стороны.

Комментарий: эти варианты взяты из стиля чжацюань (кулак семьи Чжа). Первые два— упражнения, направленные на выработку умения быстро орудовать кулаками в схватке. При их тренировке важно обращать внимание на согласование уларов с движением бедер. Третий вариант — это популярный прием, поднырнуть под атаку с одновременным контрударом.

 

II. ГУАНЬЦЮАНЬ (УДАР КУЛАКОМ СБОКУ)

Этот удар используется на короткой дистанции. В отличие от российских чемпионатов по рукопашному бою, в ушу он обычно выполняется в связках, в качестве контратакующего либо после преодоления защиты противника.

Варианты применения:

•          Цюаньчуй (круговой удар)

Из исходного положения левая нога делает шаг вперед, образуя гунбу, левая ладонь делает толчок вперед перед лицом, правый кулак располагается у поясницы.

Правая нога делает большой шаг вперед, образуя гунбу, правый кулак описывает дугу влево—вверх, правое запястье плотно сходится с левой ладонью.

Комментарий: этот прием — из стиля танланцюанъ (кулак богомола). Левая рука отводит атакующий левый кулак противника, тут же следует зашагивание за противника и удар правым кулаком в затылок.

•          Цзяньпи цзя каймэньпао (разрубить впереди и продолжить пушечным ударом раскрывающим врата)

Левая рука поднимается вправо—вперед—вверх, левая нога одновременно делает полшага вперед, правая рука чуть оттягивается от поясницы назад. С шагом левой ногой вперед левая рука наносит разрубающий удар сверху вниз. Продолжая движение с поворотом влево наносится сваливающий удар правой рукой.

Комментарий: этот прием — из стиля пигуацюань {кулак рубок и подвешиваний). Левая рука наносит рубящий удар по лицу или груди противника, вынуждая его отступить или поднять защиту, после чего за счет поворота поясницы правая рука бьет полевой щеке противника или по основанию левого уха.

•          Каймэньпао (пушенный удар раскрывающий

врата)

С шагом левой ногой корпус поворачивается влево, правый кулак наносит поперечный удар, одновременно левая рука сгибается в локте, левый кулак поднимается к левому уху.

Комментарий: тоже прием пигуацюань. Правый кулак наносит удар в подбородок, горло или ухо, одновременно левая рука выполняет пассивную защиту от удара правым кулаком.

 

III. ЧАОЦЮАНЬ (АППЕРКОТ)

Это также удар с короткой дистанции. Цели атаки — подбородок, грудь, живот.

Варианты применения:

•          Цзуаньнуй (буравящий удар)

Правая нога шагает вперед, образуя гунбу, правая ладонь тут же атакует верхний уровень, одновременно левый кулак оттягивается к пояснице.

Левая нога делает большой шаг вперед, образуя гунбу, правая ладонь оттягивается назад, левый кулак, вращаясь, бьет вверх.

Комментарий: этот прием — изтанланцюань. Одновременно с отбивом правой рукой удара левым кулаком противника ударить своим левым кулаком вверх в его подбородок.

 

IV. ПИЦЮАНЬ (РУБЯЩИЙ КУЛАК)

Так называют рубящий удар низом кулака в вертикальной (сверху вниз) или в горизонтальной плоскости. Из-за своей простоты он присутствует во многих стилях. Целью для этого удара может быть практически любая точка тела. Применяется обычно на короткой дистанции.

Варианты применения:

•          Пинжа (рубящая прокатка)

Из позиции готовности правая нога перешагивает через левую поперек влево, левая рука сжимаясь в кулак делает поперечное сметающее движение и размещается чуть выше левого плеча; правая ладонь делает смахивающее движение перед лицом.

Левая нога шагает вперед, корпус поворачивается вправо образуя мабу, одновременно левый кулак от края глаза идет по дуге в дальний левый сектор снаружи внутрь, правая ладонь возвращается к положению сбоку улица.

Комментарий: этот прием — из танланцюань. Вначале внешний край правой ладони подпирает атакующий правый кулак противника, тут же левая нога зашагивает за его ногу, низом левого кулака наносится удар по затылку.

• Дечуй (накладывающийся удар) — прием из стиля лгэй-хуанжуан (столбы слива мэйхуа).

Противнике шагом правой ногой наносит прямой или рубящий удар правым кулаком в голову. Я шагаю правой ногой влево-вперед, и тут же делаю шаг левой ногой, одновременно правой рукой зацепляю его правое запястье и давлю вниз, левым кулаком наношу рубящий удар по плечу или локтю.

 

V. ЛУНЬПИ (КРУГОВОЙ РУБЯЩИЙ УДАР ПРЯМОЙ РУКОЙ)

«Лунь» в переводе с китайского означает «колесо». Подобное название отражает тот факт, что удар наносится практически прямой рукой, с существенным задействованием поворота корпуса. Когда рука для разгона проходит по кругу с наружной от корпуса стороны — это называется прямой рубкой, если же рука проходит по кругу перед животом и грудью — это обратная рубка.

Варианты применения:

•          Цзяньпи (прямая рубка) — прием пигуацюанъ.

Когда противник начнет атаку левой рукой, быстро рубануть своей левой рукой по его левому запястью, и тут же с шагом правой ногой нанести круговой рубящий удар правой рукой по его голове или ключице.

•          Пишанъ као (разрубить гору и опереться)

С шагом левой ногой в гунбу левая ладонь выходит от лица вперед.

Левая нога не выпрямляется, правая нога подтягивается к левой и носком касается земли у левой стопы; одновременно прямая правая рука описывает вертикальный круг через правую сторону и опускается к животу, левая рука возвращается к пояснице.

С шагом правой ногой вперед образуется правая гунбу, одновременно прямые руки разводятся в горизонтальной плоскости вперед и назад так, что оказываются вытянутыми по одной наклонной линии.

Комментарий: этот прием популярен во многих северо-восточных стилях, здесь описан вариант исполнения из стиля чжацюань. Если противнике шагом левой ногой атакует левой рукой, я  захватываю его руку своей левой рукой и  рублю его по голове; если он отклонит голову, то  давлением правой рукой на его грудь я провожу бросок через свою вовремя подставленную правую ногу.

 

VI. ТАНЬЦЮАНЬ (ХЛЕСТКИЙ УДАР КУЛАКОМ)

Этот быстрый и легко наносимый удар популярен во многих стилях. Он наносится тыльной стороной кулака за счет хлесткого движения всей рукой в горизонтальной плоскости. Если вы видели фильм «Enter the Dragon», то в нем именно этим ударом Брюс Ли выигрывал свои поединки.

Варианты применения:

•          Баньлань фаньцзи (перетаскивающая преграда и контрудар) — прием мэйхуачжуан.

Противнике правой ногой впереди бьет меня правым кулаком в голову. Я чуть поворачиваюсь влево, одновременно правой рукой отодвигаю руку противника спереди влево и назад. Сразу же вернув корпус на место, сгибаю стоящую впереди правую ногу в колене, одновременно слегка взмахиваю правой рукой вперед и тыльной стороной кулака наношу обратный ударе оттяжкой по лицу противника.

•          Бяньцюань (кулак-хлыст)

С левой ногой впереди прямая левая рука отводится влево-назад, правая рука сгибается перед грудью, затем корпус поворачивается на 360 градусов вправо-назад (ноги поворачиваются на носках), одновременно прямая правая рука следуя повороту корпуса наносит хлесткий удар вперед на уровне головы, левая ладонь размещается в защитном положении у головы, взгляд направлен на правый кулак.

Комментарий: прием из стиля сяцзяцюань (рыцарский кулак). Этот удар популярен и в других южных стилях, здесь описан базовый вариант тренировки.

 

VII. БЭНЦЮАНЬ (ОБРУШИВАЮЩИЙ КУЛАК)

Этот удар подобен предыдущему, но наносится в вертикальной плоскости. Если выброс силы направлен вперед, то его называют обрушивающим ударом, если вниз — то разбивающим (цза) или накрывающим (гай). Если при таньцюань рука после удара обычно возвращается по той же траектории, то при бэньцюань так сделать затруднительно, поэтому он обычно продолжается другими приемами, во время исполнения которых и происходит возвращение руки.

Варианты применения:

• Бэннуй (обрушивающий удар)

Правая нога шагает вперед в гунбу, левая ладонь поворачивается центром вперед, правая ладонь сжимается в кулак и располагается в защитной позиции перед грудью.

Одновременно с перемещением левой ладони в положение перед грудью правый кулак бьет изнутри наружу, ударяя противника тыльной стороной.

Комментарий: этот прием из танланцюань. Когда противник бьет правым кулаком, отдавить удар левой ладонью вниз и тут же правым кулаком стукнуть его по голов с.

•          Бэннуй—другой вариант.

Правая рука выполняет сбив внутрь-вниз, левый кулак размещается у левого бедра. С шагом правой ногой вперед левая рука выполняет сбив внутрь-вниз, и тут же правая рука наносит бэнчуй.

Комментарий: бэнчуй является одним из эффективнейших ударов стиля богомола. Когда противник атакует серией ударов кулаками, за счет серии сбивов заставьте его руки скреститься, и перекрывая одной рукой путь сразу обеим рукам противника, нанесите другой рукой обрушивающий удар.

•          Шицзы яотоу (лев трясет гривой) — прием из стиля эмэй гунлицюань (эмэйский кулак результативной силы).

Я нахожусь в правосторонней позиции, когда противник правой ногой пинает меня в пах. С уходом корпуса назад и приседанием на левую ногу я руками сбиваю его удар, после чего продвигаю правую ногу по диагонали вперед, сгибаю ее в колене, распрямляю левую ногу, с поворотом корпуса вправо поворачиваю правую руку вокруг своей оси наружу и повернув кулак ладонной стороной вверх, сверху вниз наношу обрушивающий удар по его лицу, левая ладонь находится в защитной позиции перед грудью.

 

VIII. ТУЙЧЖАН (ТОЛЧОК ЛАДОНЬЮ)

Прием, имеющийся абсолютно во всех стилях ушу. По технике исполнения почти идентичен прямому удару кулаком, только наносится основанием ладони.

Варианты применения:

•          Ляньхуань санъцзянъ (непрерывно выпустить три

стрелы)

Из правосторонней сюйбу правая рука наносит толчковый удар ладонью вперед, сразу же левая рука бьет вперед, правая рука при этом отходит назад и тут же снова бьет вперед.

Комментарий: прием из багуачжан (ладони восьми триграмм). При прорыве на ближнюю дистанцию нужно сразу же не давая противнику опомниться наносить удары во все открытые цели.

•          Шуаншоу туйнуан (двумя ладонями вытолкнуть окно)

С шагом вперед нанести одновременный толчок ладонями от груди.

Комментарий: прием из шаолинь цюань (кулак монастыря Шаолинь). При толчке двумя ладонями в движение вкладывается весь корпус, ему трудно противостоять. Обычно применяется после ухода в сторону от атаки противника.

•          Мабу туйнжан (толчок ладонями из мабу)

Из высокой позиции неожиданно прыжком с разводом ног в стороны перейти в низкую мабу, одновременно ладонями совершить толчок от груди вперед.

Комментарий: прием чжацюань. Когда противник на близкой дистанции хочет нанести боковой удар кулаком в голову, можно неожиданно «спрыгнуть» в мабу и одновременно толкнуть в грудь. Так как противник бьет на верхний уровень, то его центр тяжести устремлен немного вверх, и он легко может быть выведен из равновесия. Для надежного применения этого приема нужно уметь мгновенно изменять высоту позиции, чтобы избежать удара в голову.

 

IX. ЦЫЧЖАН (ТЫЧОК ЛАДОНЬЮ)

Умение наносить уколы пальцами обычно считается признаком мастерства, ибо требует специального укрепления пальцев. Тычок пальцами в уязвимое место может сразу же решить дело в вашу пользу, а сам такой удар имеет большую дальность поражения, чем удар кулаком или ладонью.

Варианты применения:

•          Билджи— прием из юнчуньцюань.

Противник находится в левосторонней позиции. Я подшагиваю правой ногой, каким-либо из перекрывающих движений юнчунь левой рукой отдавливаю правую руку противника вниз, а пальцами правой руки наношу удар в горло.

•          Юньлун таньгуа (облачный дракон выпускает когти)

Я находясь в левосторонней позиции подтягиваю правую ногу к левой, правая рука отводится к правому боку, левая рука находится перед животом и защищает низ живота и пах. Затем левая нога делает большой шаг вперед, правая рука вылетает от правого бока вперед и вверх, нанося удар выпрямленными пальцам на верхнем уровне.

Комментарий: прием багуачжан. Противник пытался отблокировать мою правую руку. Я отвожу левой рукой его руку, выступаю вперед левой ногой и одновременно наношу противнику правой рукой резкий прямой удар в глаза.

 

X. ФАНЬЧЖАН (УДАР ОБРАТНОЙ СТОРОНОЙ ЛАДОНИ)

Тоже очень популярный удар. По применению аналогичен таньцюань.

 

XI. ТЯОЧЖОУ (ВСПАРЫВАЮЩИЙ УДАР ЛОКТЕМ)

Удар локтем по дуге снизу вверх.

 

XII. ЧЭНЬЧЖОУ («ПОГРУЖАЮЩИЙСЯ» УДАР ЛОКТЕМ)

Удар локтем сверху вниз, при котором удар наносится прилегающим к локтю участком плечевой части руки, а рука обращена внешней стороной наружу. Применяется на очень близкой дистанции после замаха по дуге изнутри, либо в качестве защитного движения от удара под ребра.

 

XIII.   ДЭЧЖОУ («НАКЛАДЫВАЮЩИЙСЯ» УДАР ЛОКТЕМ)

Тоже удар локтем сверху вниз, однако наносится прилегающим к локтю участком предплечья, рука при этом обращена наружу внутренней стороной. Наносится в голову или по ключице сверху. Очень мощный удар, так как в него можно вложить вес всего тела. Обычно наносится после замаха снаружи.

 

XIV.   ЛАНЬЧЖОУ («СВОРАЧИВАЮЩИЙСЯ» УДАР ЛОКТЕМ)

Аналогичен предыдущему, только наносится в горизонтальной плоскости снаружи внутрь.

 

XV.     ХЭНДИНЧЖОУ (УКОЛ ЛОКТЕМ ВБОК)

Имеет различные варианты применения. Например, противник бьет вас правым кулаком в корпус, вы сбиваете его удар левой ладонью снаружи внутрь, и тут же с шагом левой ногой продолжая движение сгибаете левую руку в локте и наносите укол в правый бок противника. Часто для усиления удара в кулак бьющей руки упираются ладонью другой. У этого приема есть и еще одно, довольно неожиданное применение: сгибом руки можно снаружи внутрь обхватить горло противника и крепко сжать.

 

XVI. ЦЯНЬДИНЧЖОУ (УКОЛ ЛОКТЕМ ВПЕРЕД)

Довольно редкий удар, встречается в основном в стилях, специально нарабатывающих технику атак локтями, например, вбацзицюань(кулак восьми сторон света). Пример: противник наносит вам прямой удар правым кулаком в голову, вы левой рукой снизу под локоть поднимаете его бьющую руку вверх, с шагом вперед (оставаясь кистью в контакте с рукой противника) сгибаете левую руку в локте и за счет толчка корпусом наносите колющий удар локтем в подмышку. Прием требует большой смелости, так как приходится идти на удар противника, но зато при попадании может мгновенно убить.

 

XVI. ТАНЛАН ГОУШОУ (РУКА-КРЮК БОГОМОЛА)

Как легко догадаться из названия, это форма кисти, применяемая в танланцюань. Тыльная сторона сгиба запястья может использоваться в ударах, аналогичных удару тыльной стороной ладони. Сам крюк можно использовать для захватов, а кончики пальцев — для колющих ударов или нажатий на биологически активные точки.

Вариант применения:

Противник с шагом правой ногой наносит прямой удар правым кулаком в голову. Я зашагиваю правой ногой к наружной стороне его правой ноги, одновременно ввинчивающимся движением вывожу свою правую кисть снизу вверх к наружной стороне его правого запястья, и повернув кисть загибаю ее втанлан гоушоу, захватывая правый кулак противника и отводя удар немного в сторону. Тут же я шагаю вперед левой ногой, а левой рукой, сложенной в форме танлан гоушоу, наношу колющий удар в глаза или горло, либо бью в висок тыльной стороной согнутого запястья.

Обратите внимание: