"Четыре четверти": музыкальный сайт о саморазвитии через музыку

Музыка, которая расскажет Вам о том, как родилась Вселенная. Аутентичные знания и практики. Горловое пение, варган, медитация, эзотерика, философия, самореализация, ритм...
Ритм четыре четверти, 100 %, целостность, гармония, красота, равновесие и развитие.

Главная -> Библиотека -> Боевые искусства: Ушу -> Боевая техника ног в Ушу
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory

Итак, что же такого особенного в китайских техниках действий ногами? Вроде, если судить по кинематографу, они не особенно отличаются от прочих, и не так уж их много. Однако, давайте разберемся. Правда про гонконговский кинематограф состоит втом, что там снимается очень много тхэквондистов! Кореец Хван Цзян Ли, сыгравший мастера орлиных когтей в знаменитом фильме «Змея в тени орла» (положившем начало кинокарьере Джеки Чана как исполнителя первых ролей в боевиках кунгфу), Алекс Лo — чемпион Тайваня по тхэквондо, еще один кореец — Казанова Фонг, и многие другие. Ну, а в спортивных единоборствах — каратэ, тхэквондо, кикбоксинге — удары ногами подбирались так, чтобы они НЕ являлись ОПАСНЫМИ для жизни ИЛИ ЗДОРОВЬЯ, я не отрицаю, что в принципе любой удар можно сделать опасным, но ведь существуют удары, которые сразу являются таковыми, а есть такие, с которыми нужно очень и очень долго возиться для этой цели. Стандартная проблема — с ударными поверхностями. В спорте дерутся босиком, пальцы ноги мало у кого имеют стальную прочность, обычно очки дают просто за касание, вот и не умеет народ бить пяткой, а придумывает

всякие «подушечки стопы» или удары ребром стоны. Между тем, ведь не в каждом виде обуви можно изогнуть ногу в голеностопе так, чтобы ударить внешним ребром стопы. Ну, а что вы можете сказать о применении ног на ближней дистанции? Боюсь, что кроме удара коленом по ребрам из муай-тай мало кто сможет вспомнить еще что-нибудь.

Итак, в чем же особенности использования ног по-китайски? Первая особенность — в базовой подготовке. В спорте обычно тянут только паховые связки. В традиционных стилях ушу, делающих упор на использование ног, требуют протягивать всю заднюю поверхность ноги, особенно подколенные связки. Это дает возможность действовать ногами на высоком уровне без отклона корпуса, что позволяет бить ногами в голову даже в ближнем бою. Во-вторых, при большинстве ударов, особенно при ударах в пах и выше, опорная нога не должна сгибаться в колене. В противном случае можно потерять равновесие. В-третьих, корпус обычно также стремятся сохранять в вертикальном положении. Знаменитый мастер стиля мэйхуачжуан Хань Цзяньчжун в одной из своих книг объяснял это так: «Почему, например, при вертикальном растаптывающем ударе сверху вниз в голову противника нужно избегать отклона корпуса назад? Этому есть, как минимум, две причины. Во-первых, проекция вашего центра тяжести будет смещена к заднему краю площади опоры. Если противник подхватит вашу ногу, то достаточно будет легкого толчка чтобы опрокинуть вас, более того вы можете упасть даже от отдачи (or своего удара). Во-вторых, представьте, что вы вынуждены отбиваться, стоя спиной к стене или высокому предмету. Если вы привыкли отгибаться при ударе назад, и в этой ситуации нанесете резкий удар, то сильно ударитесь затылком».

Для стопы в ушу есть два основных положения. Первое — это натянутая стопа. При этом стопа полностью отгибается от себя, образуя одну прямую линию с голенью, связки на задней поверхности стопы сильно натянуты, пальцы ноги направлены вперед. Ударными поверхностями при этом являются кончики пальцев ноги или тыльная поверхность стопы. Второе — это стопа-крюк. Стопа при этом до максимума натягивается на себя, угол между стопой и голенью — 90 градусов или еще меньше. Ударные поверхности — натянутые связки на внутреннем сгибе голеностопа (при подсекающих ударах), или подошва (с особым упором на пятку), в редких случаях — внутреннее ребро стопы. В некоторых случаях стопа при этом еще поворачивается вокруг своей оси внутрь, то есть стопа перпендикулярна голени, но подошва обращена внутрь. Ударными поверхностями тогда являются внешнее ребро стопы или подошва.

Используемые в ушу удары ногами можно разделить на общие для многих стилей и составляющие особенность некоторых конкретных стилей. Внутри каждой из групп некоторые техники можно также выделить в особый класс как довольно трудные, требующие специальной подготовки.

 

ТЕХНИКИ НОГ, ОБЩИЕ ДЛЯ МНОГИХ  СТИЛЕЙ

ТАНЬТУЙ (УДАР НОГОЙ ПОДОБНЫЙ РАСПРЯМЛЕНИЮ ЛУКА)

Этот удар есть практически в любом стиле ушу, но его невозможно применить ни в какой спортивной схватке. Из положения «ноги вместе» левая нога делает полшага вперед, правая нога идет вперед-вверх, в момент когда бедро оказывается параллельным земле правая голень должна быть направлена строго вниз, стопа натянута. Из этого положения голень не останавливаясь продолжает идти вперед, тоже доходя до горизонтального положения. После выброса силы в конечной точке (точка приложения силы — тыльная поверхность стопы) ВСЯ прямая нога за счет сокращения мышц задней поверхности ноги идет обратно и приставляется клевой.

Я думаю, всем понятно, что это — удар в пах. Для него скорость гораздо важнее силы, а такой вариант исполнения дает максимальную скорость стопы (что, благодаря известной

формуле придаст и нужную силу удару). Прямой угол в промежуточном положении нужен вот по какой причине. В большинстве современных спортивных единоборств используют так называемый «корейский щелчок», то есть перед ударом максимально поджимают голень к бедру, а потом за счет коленных связок «выстреливают» в цель. Однако почитайте мемуары известных американских кикбоксеров, и вы узнаете об их проблемах с коленными суставами. Перегрузка коленных связок приводит к проблемам в старости. Вам это надо? Если нет — используйте китайский метод, при нем угол между голенью и бедром все время не меньше 90 градусов, и нагрузка более-менее равномерно распределяется на все мышцы и связки передней поверхности ноги. Существуют три варианта этого удара — на средний уровень (в пах), на нижний уровень (в колено) и на верхний уровень (в подбородок), и во всех используется один и тот же метод; сначала бедро как бы «нацеливает» колено в цель, а затем туда прилетает носок. Возвращать ногу на место приходится лишь на тренировке, в реальном бою она обычно опускается подточкой удара. Это в спорте ее возвращают по той же траектории, чтобы судьи заметили. В реальном бою либо противник уже падает, и тогда вам надо идти дальше; либо он еще не падает, и тогда вам надо тут же приблизиться, чтобы использовать другие техники; либо он отошел, и тогда вам надо его преследовать. Во всех случаях гораздо выгоднее сразу поставить ногу поближе к нему, чем предварительно уводить ее назад.

 

ДЭНТУЙ (ТОЛЧКОВЫЙ УДАР ногой ВПЕРЕД)

Из положения «ноги вместе» левая нога делает полшага вперед, правая нога идет вперед-вверх, бедро поднимается выше горизонтали, когда стопа поднимается до уровня паха, тогда пятка наносит толчковый удар вперед до полного распрямления ноги. Возвращение ноги — как в предыдущем ударе.

При внешней схожести этот удар принципиально отличается от предыдущего. Если там бедро выходило на конечную позицию «снизу», то тут «сверху». Такой способ позволяет придать мощь толчку, и вто же время не шелохнуться корпусом. В бою противник часто наблюдает в основном за районом плеч, и видя, что они начинают отходить назад, сразу же поймет, что происходит что-то внизу. Удержание корпуса неподвижным позволяет сохранить атаку в тайне до самого момента удара. Если же вы, как и раньше, сначала поднимите бедро, а затем остановив его нанесете удар пяткой, то удар выйдет «мажущим», а не толчковым.

 

ГОУТИ (ПИНОК СТОПОЙ-КРЮКОМ)

Из положения «ноги вместе» левая нога делает небольшой подшаг вперед, в момент постановки на землю стопа сильно разворачивается носком наружу, правая нога с небольшого замаха идет пинковым движением справа налево перед собой, пересекая фронтальную линию стопа «чиркает» по земле после чего продолжая движение немного поднимается вверх.

Это движение используется на ближней дистанции для подсекания передней ноги противника снаружи под пятку. Ударная поверхность — внутренний сгиб голеностопногосустава. Для удачного применения этого удара необходима практика, при неправильном направлении вам не удастся даже поколебать противника. Секрет в том, чтобы в момент удара сила прилагалась по вектору, направленному из пятки противника к его носку. Выше упоминавшийся Хань Цзяньчжун писал об этом приеме, что он сочетает в себе три движения: «ти, тан и гуа». «Ти» означает «пинать», это относится к начальной фазе движения. Если противник стоит нетвердо, то вы можете сбить его простым ударом. «Тан» означает «ряд, линия», этот термин относится в ушу к тем типам подсечек, при которых нога как бы чертит линию по земле, в данном случае это относится к «чирканью» по земле. Если противник стоит болееменее устойчиво и его не удается сшибить ударом, то его можно вывести из равновесия зацепив ногу под пятку и протащив ее немного по земле вперед. «Гуа» означает «подвешивать», это заключительная фаза движения. После того, как вы вытянули ногу противника вперед из устойчивого положения, приподнимите ее своей ногой вверх, и тогда противник непременно упадет.

Таньтуй, дэнтуй и гоути являются самыми базовыми видами ударов ногами в ушу, они входят, к примеру, в стандартные приемы ведения поединка, входящие в преподаваемый в китайских школах и ВУЗах курс допризывной подготовки.

 

ЦЗЕТУЙ (ПРЕСЕКАЮЩИЙ УДАР)

Из позиции с левой ногой впереди вес тела смещается на левую ногу, она остается согнутой в колене, корпус сильно отклоняется назад дабы не выходить вперед, правая нога наносит низко над землей толчковый удар вперед, стопа сильно развернута наружу, ударная поверхность — внутреннее ребро стопы.

Этотудар имеет три варианта применения. Во-первых, его можно использовать для атаки чтобы сломать голень противника. Во-вторых, этот удар часто используется в защите. Если противник начинает удар ногой, то вы можете нанести упреждающий контрудар по его атакующей ноге. В-третьих, в случае затяжного боя, когда из-за хорошей защиты противника вы не можете нанести ему сильных повреждений на верхнем уровне, с помощью этого удара можно изматывать противника, постоянно причиняя ему боль и разрушая психическую сосредоточенность.

 

ДИНСИ (УДАРЫ КОЛЕНЯМИ)

К стандартным относятся три вида ударов: удар коленом снизу, удар коленом сбоку и удар коленом вперед.

 

ТИСИ (ПОДНИМАНИЕ КОЛЕНА)

Поднимание согнутой в колене ноги используется для защиты от ударов ногами по нижнему и среднему уровню. При ударе ниже колена подъем ноги позволяет избежать поражения. При горизонтальном ударе в средний уровень типа каратистского «маваши-гэри» его часто принимают на голень согнутой в колене ноги. Голенью также можно сбить в сторону и прямолинейный удар ногой, после чего тут же нанести контрудар.

 

ОБЩИЕ ДЛЯ РАЗНЫХ СТИЛЕЙ ТЕХНИКИ НОГ, ТРЕБУЮЩИЕ ХОРОШЕЙ НАТРЕНИРОВАННОСТИ

ЦЭЧУАЙ (ТОЛЧКОВЫЙ УДАР НОГОЙ ВБОК)

Есть множество вариантов нанесения этого удара, вот один из них. Из положения «ноги вместе» левая нога делает небольшой подшаг вперед, в момент постановки на землю стопа сил ьно разворачивается носком наружу, корпус поворачивается на 90 градусов влево, правая нога сгибаясь в колене поднимается к груди (таким образом согнутая правая нога оказывается левее фронтальной линии), после чего распрямляясь наносит толчковый удар вперед, ноги и корпус находятся в одной вертикальной плоскости, точка приложения силы — подошва в районе пятки, смотреть в направлении удара.

Этот удар может наноситься потрем уровням. На нижнем бьют в колено и бедро. На среднем — в корпус от пояса до плеч. На верхнем — в голову. Самым оптимальным считается удар в средний уровень. Так как для этого требуется специальное развитие тазобедренных суставов, то этот удар входит в базу не всех стилей. Метод вложения силы — такой же, как и при дэнтуй: сначала колено пересекает линию удара, а потом нога вновь выходит на эту линию. Удар может наноситься с разными типами перемещения — с переднескрестного шага, с заднескрестного шага. Может выполняться и с оборотом корпуса через спину, в прыжке. Важно, чтобы удар наносился именно вбок, иначе не удастся вложить силу «раскрывания» таза (на соревнованиях по каратэ этот улар обычно наносят под 45 градусов вперед и с сильным наклоном корпуса вперед; так, разумеется, бить гораздо легче, но ни о какой силе и равновесии речи при этом быть не может).

 

ЛИХЭТУЙ (МАХОВЫЙ УДАР НОГОЙ ВНУТРЬ)

Противник стоит с левой ногой впереди. Я делаю левой ногой шаг вправо-вперед, в момент постановки левая стопа разворачивается наружу, левая рука отводит влево находящуюся впереди на защите левую руку противника, прямая правая нога идет по дуге вправо и вверх и на верхнем участке траектории наносит удар подошвой снаружи внутрь в голову противника. Удар наносится прямой ногой за счет приводящей мышцы бедра и силы поворота корпуса влево. При недостаточной растянутости удар можно наносить и в корпус, но так он менее эффективен. Это прием является, можно сказать, визитной карточкой ушу, и потому как он объясняется можно определить насколько тот или иной автор на самом деле знаком с предметом. Большинство отечественных доморощенных пособий, выходивших в начале 90-х годов, рекомендовали, например, наносить его за счет поворота голени с коленом в качестве оси вращения.

 

БАЙЛЯНЬТУЙ (НОГА РАСКРЫВАЮЩЕГОСЯ ЛОТОСА)

Техника симметричная предыдущей. Противник стоит с левой ногой впереди. Я делаю правой ногой шаг вправо-вперед, в момент постановки левая рука отводит влево находящуюся впереди на защите левую руку противника, прямая левая нога идет по дуге вправо и вверх и на верхнем участке траектории наносит удар внешним ребром стопы справа налево в голову противника. Удар наносится прямой ногой. В тайцзицюань эта техника используется также и на нижнем уровне для вышибания ноги противника (прием, аналогичный самбистскому отхвату).

 

ЦЯНЬСАОТАН (ПЕРЕДНЯЯ СМЕТАЮЩАЯ ПОДСЕЧКА)

Левая нога делает шаг вперед и полностью сгибается в колене, в момент постановки на землю левая стопа сильно разворачивается наружу, вес тела полностью переносится на левую ногу, левая нога стоит на носке, ягодица почти касается пятки, правая нога выпрямляется, вытягиваясь вдоль земли, правый носок заворачивается внутрь, правая подошва полностью прилегает к земле, за счет поворота корпуса влево прямая правая нога совершает сметающее движение по дуге, подошва все время прилегает к земле, точка приложения силы — внутренний сгиб голеностопа. Есть два варианта исполнения этого приема: с упором руками в землю, и без упора руками (более трудный). Для боевого применения необходима достаточная сила (в монастыре Шаолинь требовали, чтобы монах мог таким ударом переломить врытый в землю столб). Подсекать можно как одну ногу, так и две ноги сразу, лучше делать это со стороны пяток. При достаточной натренированности можно успевать подсекать опорную ногу противника тогда, когда он наносит удар ногой в верхний уровень. В бою при одиночном исполнении приема можно описывать дугу градусов в 200 (то есть только чтобы пересечьфронтальнуюлинию), но на тренировке лучше делать полный оборот на 360 градусов.

 

ХОУСАОТАН (ЗАДНЯЯ СМЕТАЮЩАЯ ПОДСЕЧКА)

Техника симметричная предыдущей. В позиции с левой ногой впереди левая стопа заворачивается внутрь, левая нога полностью сгибается в колене, правая нога выпрямляясь вытягивается вдоль земли, за счет поворота корпуса вправо-назад правая нога наносит сметающий удар вдоль земли, правая подошва все время прилегает к земле, точка приложения силы — ахиллесово сухожилие и низ голени.

 

ЭРЦИЦЗЯО (ДВЕ ВЗЛЕТАЮЩИЕ НОГИ)

Один из самых простых и самых популярных прыжковых ударов. Сначала одна нога наносит таньтуй, тут же не дожидаясь ее постановки на землю другая нога тоже на носит таньтуй.

Вариант применения: вы наносите удар в пах противнику, попадаете и тогда он сгибается, либо ставит защиту — в любом случае вы тут же отталкиваетесь опорной ногой от земли и наносите таньтуй в подбородок. Еще один вариант — эрцицзяяо ляньхуаньчуй (две взлетающие ноги с непрерывными ударами кулаков), при котором одновременное каждым из ударов ногой вы наносите прямой удар разноименным кулаком. От такой атаки почти невозможно защититься.

 

СЮАНЬФЭН ЦЗЯО (НОГА-ВИХРЬ)

Базовый вариант тренировки: вы стоите с левой ногой впереди, шагаете правой ногой, в момент постановки стопа заворачивается внутрь, одновременно на ногу переносится весь вес тела, левая нога сгибаясь в колене делает рывок вверх и наружу, правая стопа одновременно отталкивается от земли, руки согласованно взмахивают, корпус совершает в воздухе оборот на 360 градусов, правая нога следует повороту корпуса и когда вы вновь оказываетесь лицом вперед, выполняет лихэтуй. В боевой ситуации есть два основных варианта применения этого удара. Первый — атакующий, вместо шага правой ногой вы наносите лихэтуй, и как только нога опустится на землю сразу же переходите на сюаньфэн цзяо. Второй вариант — контратакующий. Вы атаковали, но противник уклонился и вышел вам за спину (либо вы стояли на месте, а противник в это время вышел за спину). В обоих случаях можно резко подпрыгнуть и с разворотом нанести сюаньфэн цзяо.

 

ТЭНКУН БАЙЛЯНЬ («РАСКРЫВАЮЩИЙСЯ ЛОТОС» в прыжке)

Техника симметричная предыдущей. Тренировочный вариант: из позиции елевой ногой впереди правая нога делает шаг вперед, левая нога сгибаясь в колене совершает замах вверх и вправо перед грудью, корпус за счет этого замаха поворачивается на 90 градусов вправо, одновременно правая нога отталкивается от земли и совершает маховый удар наружу, при этом происходит поворот вправо еще на 180 градусов, таким образом суммарный поворот составляет 270 градусов. В бою этот удар можно использовать для контратаки из позиции с левой ногой впереди, когда противник выходит вам за спину.

 

ЦЗЯНЬЦЗЫ ТУЙ (НОГИ-НОЖНИЦЫ)

Существует много вариантов выполнения ножниц, опишем здесь наиболее простой. Итак, и вы и ваш противник находитесь в левосторонних боевых позициях, причем ваша позиция довольно низка и компактна, а дистанция такова, что противник ожидает от вас атак руками. В удобный момент вы резко опускаете центр тяжести, упираетесь руками в землю справа от своих ног (не сзади!), за счет этого упора резко выбрасываете ноги и корпус вперед, правой стопой при этом зацепляете левую ногу противника под пятку с внутренней стороны, левой подошвой упираетесь в его левую голень ниже колена, и согласованным усилием обеих ног (правой — к себе, левой — от себя) вынуждаете противника упасть назад. Немного другой вариант получится, если вы не упретесь левой ногой в голень, а выведете ее пяткой к наружной стороне колена или голени противника, и резко крутанетесь влево. В этом случае после падения противника вы можете продолжать перекат влево, приводя болевой прием на ногу.

Обратите внимание: