"Четыре четверти": музыкальный сайт о саморазвитии через музыку

Музыка, которая расскажет Вам о том, как родилась Вселенная. Аутентичные знания и практики. Горловое пение, варган, медитация, эзотерика, философия, самореализация, ритм...
Ритм четыре четверти, 100 %, целостность, гармония, красота, равновесие и развитие.

Главная -> Библиотека -> Боевые искусства: Ушу -> Циньна - техника болевых приемов в У-шу
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory

Китайское слово «циньна» состоит из двух иероглифов: «цинь» (ловить, хватать) и «на» (захват, контроль). Таким образом, «циньна» — это боевые техники, основанные на захватах, толчках, заломах и воздействии на уязвимые части тела.

Большинство приемов циньна направлены на контролирование противника, поесть и такие, которые могут вызвать смерчь или сильно искалечить. Основы циньна не зависят от стилей, поэтому сегодняшние стражи порядка и Китае изучают просто «циньна» безотносительно к какому-либо из стилей. Однако существуют и специальные стилевые техники циньна. К примеру, техники циньна стиля инчжаоцюань (кулак орлиных когтей) выполняются в основном кистями рук, вто время как в тайцзицюань(кулак Великого Предела) большая часть силы исходит из поясницы. В одних стилях под циньна могут пониматься просто техники освобождения от захватов, вто время как в других — например в танлапцюань (кулак богомола) или думэньцюань (кулак семьи Ду) — это одна из основных составляющих боя. С точки зрения техники методы циньна разделяются на четыре типа: фэньцзинь(ра зделение мышц); растаскивание костей); бици (перекрывание пути ци) или дуаньмо (пресечение каналов);дяньеюэ(воздействие наточки). Первые два, позволяющие овладеть соперником путем воздействия на мышцы и суставы, включают техники захватов и заломов. Перекрывание пути ци и пресечение каналов основывается на перекрывании доступа кислорода в легкие или головной мозг. Последний тип использует воздействие на биологически активные точки, что вызывает кратковременный паралич, потерю сознания или смерть. Такие техники требуют особых знаний о циркуляции ци по меридианам. Растаскивание костей включает в себя воздействие на суставы, которое может варьироваться от легкого залома до тотального перелома костей. Есть два способа применения л ого метода. Первый способ: остановка атаки противника. Любое движение человека определяется движением в суставах. Если сустав зажат или заломлен, то движение невозможно продолжать, так как это приведет к повреждению или перелому сустава. Второй способ:создание боли. Воздействуя на сустав противника боец вызывает цепочку реакций в окружающих этот сустав мышцах, сухожилиях и нервах, которые в конце-концов приводят к болевым ощущениям.

Разделение мышц — другая категория циньна — в свою очередь подразделяется натри типа: скручивание, схватывание и надавливание. Скручивающие техники осуществляют скручивание различных групп мышц. Когда мышцы скручены или растянуты, они временно теряют способность нормально функционировать; в этом случае движение, за которое ответственны эти группы мышц, будет затруднено или совсем остановлено. Кроме того, при скрученных или растянутых мышцах давление на нервные окончания вызывает болевые ощущения. Техники схватывания и давления имеют схожую основу. Каждая мышца служит либо для сгибания, либо для разгибания в суставе; когда какую-либо из этих мышц схватили, то под действием силы она попадает в неестественное положение. Такое неестественное положение воздействует на нервы, что приводит к возникновению болевых ощущений и частичному онемению мышц.

Пресечение каналов и перекрывание пути ци включает в себя два различных метода. В первом из них противника приводят в бессознательное состояние путем пресечения дыхательных путей или болевого воздействия на мышцы легких. Воздействие на дыхательные пути ограничивается ударами и удушающими захватами, в то время как воздействие на легкие более сложно. Чтобы правильно воздействовать на мышцы легких, боец должен обладать знаниями о нервной системе, которая управляет мышцами, окружающими легкие. В результате специального удара по нервам мышцы будут рефлекторно сжаты с такой силой, что противник потеряет сознание от боли и неспособности вдохнуть воздух. В техниках пресечения пути ци боец перекрывает у противника ток крови к мозгу. В результате в течении нескольких секунд противник теряет сознание. Если противника не привести в себя, он может умереть, гак как вены и артерии остаются перекрытыми некоторое время.

Воздействие на биологически активные точки производится путем тычков, захватов, шлепков, нажатий с целью вызвать частичное онемение или смерть. Этот раздел техники циньна требует хорошего владения теорией китайской медицины.

С точки зрения применения, техники циньна делятся на три категории. Чжэн циньна (прямоециньна) — этотехники использования циньна в атаке, вы хватаете противника и используете прием циньна. Фань циньна (контр-циньна) — это использование циньна в случае, если вы схвачены противником. В этом случае вы используете циньна для освобождения и (или) перехвата инициативы. По циньна (разрушающее циньна) — это противодействие ударам. При ударе противника вы захватываете атакующую конечность и проводите прием циньна.

 

НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ ТЕХНИК ЦИНЬНА

«РАЗЛАМЫВАНИЕ НАРУЖУ» ЛЕВОЙ РУКИ ПРОТИВНИКА

Противник левым кулаком или левой ладонью бьет меня в лицо или грудь. Я быстро уворачиваюсь вправо, одновременно правой рукой хватаю левое запястье противника, левой рукой снизу вверх произвожу захват внешнего ребра его левой кисти, после чего шагаю левой ногой, поворачиваю корпус вправо, двумя руками с силой переворачиваю вокруг своей оси левое предплечье противника, причиняя ему труднопереносимую боль.

 

«ЗОЛОТОЙ ШЕЛК» ЛЕВОЙ РУКИ ПРОТИВНИКА

Противник левой рукой схватил мое левое запястье. Первым делом правой рукой прижимаю тыльную сторону его левой кисти, чтобы он не мог вырвать руку. Затем веду левое предплечье вверх буравящим движением, левый локоть чуть опускается вниз, одновременно поворачиваю корпус влево, шагаю правой ногой так, чтобы корпус оказался параллелен левой руке противника. Затем выведя левую кисть снаружи левого запястья противника обматывающим движением с силой давлю на его левый лучезапястный сустав, вынуждая его упасть от непереносимой боли в руках.

 

ЗАЖИМ ГОРЛА ПРАВОЙ РУКОЙ (ВАРИАНТ ИЗ СТИЛЯ МЭЙХУАЧЖУАН)

Противник правым кулаком или правой ладонью бьет меня в лицо или в грудь. Я быстро помещаю свою левую руку к плечевой части правой руки противника изнутри, провожу руку по кругу снизу вверх и снова вниз, прижимая тем самым правую руку противника к своему левому боку; одновременно со вспарыванием вверх левой рукой я подставляю левую ногу вплотную к правой ноге противника, правой рукой спереди зажимаю его горло и резко толкаю вперед-вниз.

 

ЗАВОД ПРАВОЙ РУКИ ЗА СПИНУ И ЗАЖИМ ГОРЛА

Противник с силой выкручивает мое правое запястье, либо пытается заломить мою правую руку мне за спину. Я используя его силу быстро поворачиваюсь влево, совершая оборот через спину, шагаю левой ногой назад, зашагивая снаружи за правую ногу противника и сковывая тем самым его передвижение, одновременно левой рукой с силой зажимаю горло противника и резко толкаю его назад-вниз, беря противника под контроль или совершая бросок.

 

ПРАВОЕ ПОДНИМАНИЕ НА ПЛЕЧО

Противник правым кулаком или правой ладонью бьет меня в лицо. Я своей правой рукой быстро подпираю вверх его правую руку, шагаю левой ногой, поворачиваю корпус вправо, левым плечом упираюсь в правую подмышечную впадину противника. Левой рукой одновременно хватаю правое запястье противника и разом выкручиваю двумя руками, вынуждая противника развернуть руку ладонной стороной вверх. Одновременное выкручиванием руками используя свое левое плечо в качестве точки опоры я обеими руками с силой давлю на его правую руку вниз, вызывая у противника непереносимую боль в правой руке либо ломая ее.

 

ФРОНТАЛЬНОЕ «ВЫТИРАНИЕ БРОВЕЙ» ПРАВОЙ РУКОЙ

Противник правым кулаком или правой ладонью бьет меня в лицо или грудь. Я быстро шагаю вперед левой ногой, левой рукой блокирую изнутри его правую руку, затем одновременно с шагом правой ногой правой рукой давлю на лоб противника, толкая его назад-вниз и беря под контроль его голову.

 

ЛЕВОЕ НАСТУПАНИЕ НА НОГУ

Если в бою я замечаю, что находящийся в левосторонней позиции противник стоит плохо, то быстро выпрямляю левую ногу, передней частью подошвы наступаю на внутреннюю часть левого голеностопного сустава противника, и используя левую пятку в качестве точки опоры с силой давлю вниз, вынуждая противника потерять равновесие и упасть.

 

ОБХВАТ ЗАТЫЛКА И ВСПАРЫВАНИЕ ГОРЛА

Эту технику любил использовать Сунь Ланьтин, мастер стиля хунтун тунбэйцюань (стиль «кулак выбрасывания силы от спины» из уезда Хунтун). Стоя лицом к лицу с противником я

внешним ребром правой ладони бью его но правой стороне шеи, сразу же сгибаю руку в локте, средним, безымянным пальцами и мизинцем обхватываю его шею сзади вынуждая его наклониться вперед, одновременно правым коленом резко бью его в живот. В момент, когда противник сгибается, я подняв локоть вытягиваю предплечье и плотно прижимаю его голову к своему телу, одновременно образовав правой рукой полусжатый кулак (обращенный ладонной стороной назад) первым и вторым суставами большого пальца вспарывающим движением давлю вверх на горло противника.

 

ОПРОКИНУТЬ ГОРУ ТАЙШАНЬ

Противник правой рукой захватил у меня спереди одежду на груди. Я правой кистью бью его по левой скуле, либо правым локтем наношу удар по левой стороне его головы, затем правая рука быстро выходит в зону слева от противника и снаружи от его правой руки опускается вниз, а затем пронизывает вправо и обхватывает его левое бедро снаружи, одновременно левая рука обхватывает снаружи его правое бедро. Обе руки одновременно с силой резко дергают ноги противника к себе, в это время как мое правое плечо резко толкает вперед его грудь, вынуждая противника упасть.

 

ОБМОТАТЬ РУКУ ЗОЛОТЫМ ШЕЛКОМ

В той же самой ситуации я левой ладонью плотно прижимаю правую кисть противника к своей груди, не давая возможности вырваться. Правой ладонью бью противника по левой скуле, вынуждая его повернуть голову вправо, плечевой частью своей правой руки (внешней стороной локтя) наношу резкий удар вниз-вправо по внешней стороне его правого локтя, вынуждая его подтянуть внутрь плечевую часть своей правой руки, затем проведя свое правое предплечье под его правым локтем поднимаю руку и пальцами правой ладони упираюсь в левую часть его шеи, вынуждая запрокинуться назад

 

ЦИНЬНА ПРОТИВ ПРЯМОГО УДАРА КУЛАКОМ (ВАРИАНТ ИЗ СТИЛЯ ТАНЛАНЦЮАНЬ)

Противник наносит прямой удар правым кулаком в голову. Вначале я подпираю его руку левой рукой, а правым кулаком бью под ребра. Тут же проведя правую руку под правой рукой противника и подняв ее вверх хватаю сзади правое запястье противника, левой рукой также беру крепкий захват, двумя руками сдавливаю правое запястье противника, левой рукой загибаю правую руку противника назад, правой ладонью быстро и с силой толкаю его в подбородок, заваливая назад.

 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРИЕМУ ЦИНЬНА НА ЗАПЯСТЬЕ

Вот пример фаньциньна. Я правой рукой захватываю правое запястье противника. Он намерен освободиться болевым приемом и с этой целью прижимает левой рукой мое правое запястье, а правой рукой проводит перехват. Я правой ногой шагаю к правому боку противника, левую руку просовываю снизу вверх за правую руку противника, схваченной правой рукой описываю дугу вверх, одновременно шагаю левой ногой и прилагая силу вправо опрокидываю противника на спину.

 

ТЕХНИКА БРОСКОВ

Четвертой составной частью боевой техники являются броски. Под бросками понимаются все методы, пригодные для опрокидывания противника на землю: броски через себя, подхваты, зацепы, подножки, выведение из равновесия и т. п. В Китае имеется высокоразвитое искусство борьбы в одежде — шуайцзяо — и многие броски из шуайцзяо могут использоваться в боевой схватке.

Однако между применением бросков в шуайцзяо и применением бросков в ушу есть различия. Шуайцзяо — это типичная борьба в одежде, типа самбо или дзюдо, для проведения броска там требуется взять захват за одежду противника, вывести его из равновесия и провести бросок. В ушу вовсе не предполагается, что на противнике будет удобная для захвата одежда (или ее может вообще не оказаться на нужном участке тела), кроме того в бою с применением ударов противник не будет ждать, пока вы возьмете удобный захват и выведете его из равновесия. Поэтому в ушу броски часто проводят с захватом непосредственно за корпус и конечности противника, со вспомогательными ударами, и, главное, быстро. Это нашло свое отражение даже в правилах иосдмнкоъ спортивного ушу — саньшоу: бросок не оценивается, если он проведен после захвата, длившегося более двух секунд.

Но не следует думать, что борцы шуайцзяо обязательно возятся в захвате по несколько минут, подобно борцам многих олимпийских видов спорта. На северо-востоке Китая существует разновидность шуайцзяо, образно именуемая «искусством быстрых бросков». Мастера этого направления требуют проводить бросок немедленно после взятия захвата, без всякого предварительного «раздергивания» противника. Это требует прекрасного владения бросковой техникой, большой силы и отличной наблюдательности. Нужно оценить обстановку, понять, выражаясь словам и самбо, «куда противник хочет упасть», мгновенно взять нужный захват и тут же бросить. Если противник сумел защититься от броска — значит образовалась возможность для броска в другом направлении, и надо немедленно реализовывать ее. Борцы такого стиля схватку ведут очень динамично и яростно, именно такие приемы обычно применяли мастера ушу, включавшие шуайцзяо в свою тренировку.

Однако проведение приемов шуайцзяо, особенно бросков через себя, требует все-таки большой силы. Кроме того, легкому человеку трудно перебросить через себя тяжелого, силы требуется гораздо больше. Потому большинство направлений ушу практикует броски, не требующие большой силы — подножки, подсечки, выведения из равновесия. Кроме того, в ушу есть броски, которые в борьбе запрещены или не могут встретиться — например броски с приземлением противника на голову, на живот (когда противник приземляется спиной вверх — это ведь отличная возможность для добивания по спине), броски в качестве контрприемов против ударов ногами.

Бойцы «ударного» плана, бывает, спрашивают: а зачем вообще в реальном бою нужны броски? Попытаемся привести некоторые аргументы в пользу бросков. Во-первых, бросок оказывает давление на психику. Упав в результате броска человек больше теряется, чем упав от удара: ведь для броска требуется лучшая техническая подготовленность, и если противник взял тебя набросок, значит он техничнее тебя. Во-вторых, бросок истощает силы противника. Будучи брошенным, противник, чтобы избежать сильного сотрясения, напрягает мышцы, кроме того для продолжения боя он должен как можно быстрее подняться, в результате максимально истощаются как физические, так и психические резервы, вновь заставляя напрячься мышцы тела, что пагубно отражается на технике.

В общем, применять броски надо неожиданно и в нужной ситуации. Знаменитый мастер ушу Ван Цзыпин говорил, что применение бросков должно быть подобным «декабрьскому ветру, кружащему снег, который бьет в лицо и забирется под одежду», а противник должен себя чувствовать «словно альпинист, попавший под лавину в горах».

 

БРОСОК ЧЕРЕЗ СПИНУ С ЗАЖИМОМ ШЕИ

Бросок с зажимом шеи удобно применять высокому противнику против низкого. Итак, мы стоим в левосторонних позициях, противник наносит удар левым кулаком в голову. Я блокирую предплечьем изнутри, левую руку провожу над левым плечом противника и сгибая в локте зажимаю его шею, одновременно поворачиваюсь спиной с шагом правой ногой назад, правая стопа ставится параллельно левой, обе ноги сгибаются в коленях, корпус поворачивается вправо, крепко прижимаясь левой стороной таза к корпусу противника; обе ноги тут же распрямляются, корпус наклоняется вперед головой вниз вынуждая противника перелететь через спину и упасть на землю.

 

БРОСОК ЧЕРЕЗ СПИНУ С ОБХВАТОМ КОРПУСА

Бросок с обхватом корпуса удобно применять низкому против высокого. Противник атакует правым кулаком, я делаю полшага вперед уходя вправо, просовываю левую руку под правой рукой противника и обхватываю его за поясницу, правой рукой хватаю левую руку противника, тем самым защищаясь от возможного удара; выполняю поворот спиной с отшагом правой ногой, сгибаю ноги в коленях и распрямляю их, наклоном корпуса вперед вынуждая противника упасть на землю

 

БРОСОК ЧЕРЕЗ ПЛЕЧО

Если верить Хаберзетцеру, то именно из ушу этот бросок попал сначала в дзюдзюцу, а потом — и в другие виды борьбы. Прием достаточно труден, но в случае удачного применения может сразу же вывести противника из строя. Итак, противник левым кулаком бьет меня в голову. Я ухожу корпусом влево, правым предплечьем блокирую изнутри левое предплечье противника, просовываю левую руку под левой рукой противника и обхватываю ее сверху в районе плечевого сустава; одновременно корпус поворачивается вправо с шагом правой ногой назад, обе ноги сгибаются в коленях; затем обе ноги распрямляются, корпус наклоняется вперед вынуждая противника перелететь через спину и упасть на землю.

 

БРОСОК ЧЕРЕЗ СПИНУ С ЗАХВАТОМ НОГИ НА ПЛЕЧО

Противник наносит мне прямо толчковый удар правой ногой и грудь. Я тут же обеими руками захватываю его ногу, правой ногой делаю отшагс подворотом, сгибаю ноги в коленях, в результате чего правая нога противника ложится на мой левый плечевой сустав; тут же распрямлением ног и наклоном вперед вынуждаю противника перелететь через спину и упасть вперед. Нажатием рук на тыльную сторону стопы можно приёмом создать болевые ощущения в голеностопном суставе пpoтивника.

 

БРОСОК «ПОЛОСКАНИЕМ» НОГИ

Противник наносит мне прямой толчковый удар левой ногой в грудь. Я тут же обеими руками тяну его левую стопу вправо; сразу же взмахом описываю ею дугу вниз и влево-вверх.

 

БРОСОК ПРИПОДНИМАНИЕМ НОГИ

Противник наносит мне прямой толчковый удар ногой в грудь. Я обеими руками хватаю его ногу, сгибая руки в локтях приподнимаю его стопу вверх, после чего толкаю ее руками вперед-вверх, вынуждая противника упасть на землю.

 

БРОСОК ТЯГОЙ НОГИ

Противник наносит мне прямой толчковый удар ногой в грудь. Я обеими руками хватаю его ногу и тяну ее вниз, одновременно наклоняясь вперед и сгибая ноги в коленях.

 

БРОСОК ЗАХВАТОМ ДВУХ НОГ

Правой ногой я шагаю вперед между ногами противника, левая нога подшагивает, сделав руками обманное движение в верхний уровень противника я тут же приседаю, руками обхватываю бедра противника, правой стороной головы прижимаюсь к его правому боку. С тягой руками назад я распрямляю корпус и быстро встаю, вынуждая противника упасть назад. Если противник успел понизить центр тяжести, то в момент вставания его можно положить себе на плечо и перебросить назад.

 

АТАКУЮЩИЙ БРОСОК ЗАДНЕЙ ПОДНОЖКОЙ

Противник левым кулаком бьет меня в голову, либо просто высоко держит левую руку. Я правой рукой блокирую изнутри его левое предплечье и перехожу на захват; одновременно правая нога делает полшага вперед, левая нога тут же зашагивает за его левую ногу, левая рука проходит над правым плечом противника и локтевым сгибом захватывает его шею, либо левая рука обхватывает корпус противника в районе груди; наклоном корпуса вперед и давлением на грудь противника опрокинуть его на спину.

 

БРОСОК ОПИРАНИЕМ

Противник с шагом правой ногой бьет меня правым кулаком в грудь. Я правой ногой шагаю к внешней стороне его правой ноги, поворачиваюсь вправо, ведя правую руку изнутри наружу захватываю правую руку противника, левой ногой зашагиваю сзади за его левую ногу, левую руку просовываю под его правой рукой и двумя руками зажимаю сверху и снизу его правую руку. Движение на этом не прекращается, я смещаю корпус влево-вперед, левую руку из-под правой руки противника поднимаю вперед-вверх и горизонтальным давлением вынуждаю его упасть через мою левую ногу.

 

РАЗДВИНУТЬ ГОРЫ и войти в ПРОХОД

Противник с шагом правой ногой наносит удар правым кулаком в грудь. Я подшагиваю левой ногой вперед, правой рукой блокирую руку противника с внешней стороны и захватываю ее за запястье, одновременно левой рукой наношу отвлекающий удар в корпус или подбородок. Тут же левая рука захватывает плечевую часть правой руки противника изнутри, правая нога делает шаг назад по дуге, я разворачиваюсь спиной к противнику, левым локтем блокирую его правую лопатку; за счет наклона корпуса вперед и подбива тазом назад производится бросок через плечо.

 

ОПРОКИДЫВАНИЕ РУКАМИ

Противнике шагом правой ногой бьет меня правым кулаком. Я правой ногой шагаю к внешней стороне его правой ноги, уклоняюсь от его удара, правой ладонью (неважно — над или под рукой противника) толкаю его в грудь, одновременно левой ладонью наношу давящий удар в его правую ягодицу, опрокидывая противника на спину.

Обратите внимание: