"Четыре четверти": музыкальный сайт о саморазвитии через музыку

Музыка, которая расскажет Вам о том, как родилась Вселенная. Аутентичные знания и практики. Горловое пение, варган, медитация, эзотерика, философия, самореализация, ритм...
Ритм четыре четверти, 100 %, целостность, гармония, красота, равновесие и развитие.

Главная -> Библиотека -> Народные музыкальные инструменты -> Самоучитель игры на варгане, автор неизвестен
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory

"Воины говорят о шаманизме как о волшебной таинственной птице,

которая на мгновение останавливает свой полет, чтобы дать человеку надежду и цель,

воины живут под крылом этой птицы, которую они называю птицей мудрости, птицей свободы,

они питают ее своей преданностью и безупречностью.

Воины знают, полет птицы свободы - это всегда прямая линия, у нее нет возможности сделать круг,

нет возможности поворачивать назад и возвращаться,

и птица свободы может сделать только две вещи:

взять воина с собой или оставить его позади"

К. Кастанеда, "Колесо времени"

Вступление

Варган звучит, когда его располагают возле рта и приводят в движение его язычок. Ротовая полость служит резонатором и многократно усиливает звук, тогда как сам по себе инструмент звучит чуть слышно, почти неразличимо. Изменение объёма ротовой полости, положения языка, использование дыхания, позволяет изменять звук и извлекать разнообразные обертоны (призвуки, дополняющие основной тон инструмента особым оттенком, тембром). Варганы предоставляют широкие возможности для импровизационной игры. И даже не смотря на то, что большинство варганов способны звучать лишь на одной единственной ноте, умело используя обертоны, можно наиграть практически любое музыкальное произведение.

Многим хватит и четверти часа, чтобы научиться играть на варгане, понять основные принципы извлечения и изменения звука. Однако, нет предела в совершенствовании техники игры, нет границ в использовании всевозможных приёмов и звучных обертонов.

В статье описаны все базовые навыки, освоив которые можно легко сделать первые шаги.

В мире варганной музыки или может быть просто почерпнуть для себя что-то новое. Итак, вот, о чем вы узнаете из статьи:

– как играть на варгане,

как держать варган,

– как извлекать звук, ударяя по язычку варгана,

– как видоизменять звук и получать разнообразные обертоны,

– как использовать дыхание при игре на варгане,

– как разнообразить музыку, комбинируя различные приёмы игры на варгане.

Как держать варган

Первое, чему необходимо научиться – уверенно и удобно располагать инструмент в руке. В какой именно руке находится варган не имеет значения, но обычно, если основная рука правая, инструмент держат в левой руке, и наоборот. Способов держать варган существует достаточно много, наиболее распространённый из них приведён ниже.

Варган удерживается кончиками указательного и среднего пальцев в местах изгиба основания варгана так, чтобы закругленное окончание язычка варгана оказалось с

внешней стороны ладони. Большой палец упирается в основание в месте крепления язычка. Пальцы не должны находиться на пути движения язычка, а для того, чтобы рука меньше уставала, они должны обхватывать варган округло, без излишних усилий и напряжения. Такой способ держать варган подходит практически любым дуговым варганам.

Положение варгана при игре

При игре основание варгана прижимают к зубам или к губам. Челюсти размыкаются так, чтобы между ними было достаточно пространства для свободного движения язычка варгана. Кончик язычка варгана при этом должен оказаться примерно посередине рта. Именно в этом положении можно получить наиболее чистый и открытый звук.

Когда варган прижат к зубам, его звучание наиболее громкое, яркое и длительное. Контроль над звуком максимальный. Губы при этом должны слегка обхватывать варган, дополнительно фиксируя его в этом положении.

Когда варган прижат к губам, его звучание более тихое и мягкое, но и менее продолжительное. Причем чем меньше напряжены губы, тем быстрее колебания язычка будут угасать, тем звук будет тише и короче. Этот способ также рекомендуется, если, прижимая варган к зубам при игре, возникают какие-либо неудобства.

Сила, с которой прижимается инструмент должна быть выбрана такой, чтобы с одной стороны не чувствовать напряжения в руке, на зубах или губах, а с другой стороны, чтобы инструмент был жестко зафиксирован и самопроизвольно не смещался при игре. Следуя этим простым правилам, можно неустанно музицировать в течение многих часов и без какого-либо вреда для здоровья.

Если же не контролировать в достаточной мере положение варгана при игре, то его язычок при движении может иногда зацеплять губы или ударять по зубам, или же сам варган будет дребезжать, задевая зубы и вызывая тем самым неприятные ощущения.

В первые дни как Вы начали играть на варгане вполне возможны непривычные ощущения от его вибраций после долгой игры. Эти ощущения через некоторое время исчезнут сами собой. Беспокоиться из-за них не стоит.

Основы извлечения звука

Новичкам, перед тем как в первый раз ударить по язычку, следует убедиться в том, что на его пути нет никаких препятствий. Для этого нужно слегка нажать на язычок пальцем и попробовать завести его за зубы и обратно. Язычок должен двигаться свободно в обоих направлениях.

Язычок варгана приводят в движение, крепко удерживая инструмент в одной руке, и ударяя по язычку пальцем второй руки в соответствии с одним из приведенных ниже способов. Удары должны быть не сильными, но резкими, непродолжительными и отрывистыми.

Если палец задевает язычок при движении к себе, удар называется прямым, при движении от себя – обратным. В обоих случаях варган будет звучать одинаково, за исключением лишь редких ситуаций. Попеременное сочетание обоих ударов позволяет вести игру с высоким темпом или сложным ритмическим рисунком. Требуется определенное время, чтобы научиться точно и с нужной силой попадать по уже движущемуся язычку, сохраняя громкость и динамику звука.

Способ первый: Локоть опущен. Указательный палец направлен вверх, и слегка напряжен, а остальные пальцы подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются подушечкой или ребром указательного пальца путём сгибания и разгибания кисти в запястье. Это наиболее распространённый в Европе и Америке способ. Он универсален и позволяет играть в любом темпе, с любой динамикой.

Способ второй: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном состоянии и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Все пальцы кроме указательного подобраны в кулак. Удары по язычку совершаются ребром указательного пальца путём вращения кисти в запястье. Это наиболее распространённый в Азии способ. Он универсален, так же как и первый способ.

Способ третий: Локоть опущен. Пальцы сложены "лодочкой" и будто бы накрывают язычок варгана, большой палец немного отведен в сторону. Удары по язычку

совершаются серединой большого пальца путём сгибания и разгибания руки в локте. Этот способ удобен для неспешной, размеренной игры или тогда, когда требуется скрыть варган от стихии или от посторонних глаз.

Способ четвертый: Локоть на уровне плеч или чуть выше. Кисть в расслабленном состоянии и находится немного выше варгана, свободно нависает над ним. Большой палец находится напротив виска. Удары по язычку совершаются путём поочерёдного сгибания двух или трёх пальцев: безымянного, среднего и указательного. Кисть при игре остаётся неподвижной. Этот непростой способ использую тогда, когда нужно извлекать звуки парами или тройками, ударяя по язычку лишь с одной стороны. В остальных же ситуациях он менее удобен, хотя и производит эффект.

Следует внимательно следить за тем, чтобы удары по язычку производились строго в плоскости его движения, иначе язычок будет задевать основание варгана, издавая при этом неприятный металлический лязг.

Все описанные способы по-своему хороши и удобны в различных ситуациях. Чередуя их во время игры, переходя от способа к способу с каждым ударом по язычку можно изобразить своеобразный танец играющей руки. В мастерском исполнении это зачаровывающее зрелище.

Изменение звука

Любые изменения в положении органов дыхания и речи отразятся в музыке только если язычок варгана будет находиться в движении. Таким образом, при игре на варгане

необходимо следить за тем, чтобы вибрации язычка не угасали, наносить удары по нему так часто, как требует этого динамика исполняемого произведения.

Варган с одним язычком может звучать лишь на одной ноте, эта нота называется основным тоном варгана. Изменяется только тембр (оттенок) звука, который зависит от объёма и формы нашего естественного резонатора – ротовой полости, положения языка в ней и от положения глотки. В различных ситуациях в сложном звуке выделяются и усиливаются те или иные обертоны.

Тембр звука различается, когда ротовая полость находится в положении произношения гласных букв: "А", "И", "О", "У", "Ы", "Э". Это основные и наиболее простые звуки, которые можно получить во время игры. Оставшиеся гласные "Я", "Ё", "Ю", "Е" звучат так же, как сочетания: "И-А", "И-О", "И-У" и "И-Е".

Высота звука напрямую зависит от объёма ротовой полости. При положении "У", когда объём резонатора максимален, звук предельно низкий, а при положении "И", когда объём существенно меньше, звук выше.

Удерживая в напряжении закрытую глотку, изменяя её положение можно получать красивый звук, отличающийся тембром от базового, однако, этот приём достаточно непрост в использовании, дыхание ртом при этом невозможно.

Положение языка способно существенно влиять на звучание варгана. Когда язык расположен близко к зубам, почти касаясь движущегося язычка варгана, ограничивая тем самым объём ротовой полости, тембр варгана становится выше. Изменения положения языка, характерные произношению согласных букв: "К", "Л", "Н", "Р", "Т" также в различной степени влияют на звук. Для примера можно попробовать сыграть следующие сочетания: "ЛИ-ЛИ", "ТА-КА-ТА", "РА-РА".

Основной тон варгана можно повысить плотно прижав к язычку палец удерживающей варган руки. Чем меньшая часть язычка будет находиться в движении, тем выше будет звук. Минус использования этого приёма состоит в том, что звук становится существенно более глухим и непродолжительным.

Количество звуков, которые можно извлечь на варгане не ограничивается количеством букв в алфавите. Благодаря устройству нашего речевого аппарата, одну лишь единственную букву мы можем сказать многими различными способами. Примерно те же принципы применимы и к игре на варгане. У него нет жестко определённых позиций для различных звуков, одни обертоны плавно сменяются другими. Варган звучит при любых положениях ротовой полости, языка и глотки. Главное, чтобы язычок всё время находился в движении.

Громкость и длительность звука

Громкость и длительность звучания напрямую связанны с характером колебаний язычка и зависят как от силы удара по нему, так и от того, как держат сам инструмент.

Звук громкий, когда язычок варгана движется с максимальной амплитудой, сам варган прижат к зубам, а губы плотно обхватывают его так, что воздух проходит только между язычком и основанием варгана. Звук тихий, когда губы приоткрыты и не касаются варгана, приложенного к зубам, или тогда, когда язычок варгана движется с небольшой амплитудой.

Предельная длительность звучания достигается тогда, когда варган плотно прижат к зубам. Колебания язычка в таком случае длятся дольше, чем в случае, когда инструмент располагается на губах. Длительность уменьшается, когда варган прижат к губам, а не к зубам и сокращается до минимума, если палец удерживающей варган руки касается язычка рядом с местом его крепления к основанию инструмента.

Если требуется прервать звучание варгана раньше, чем язычок варгана остановится сам по себе, можно использовать один из описанных ниже приёмов:

– Отстранить варган ото рта. Причём, если варган прижимался к зубам, необходимо сначала отстранить его от зубов, по-прежнему придерживая его губами, и лишь потом отстранить от губ, – так исключается риск задеть зубы вибрирующим основанием варгана. Звук исчезнет сразу же.

– Прикоснуться к язычку пальцем руки, удерживающей варган, либо преградить язычку путь пальцем, наносящим по нему удары. Можно также использовать для этих целей язык. Звук со слышимым затуханием исчезнет почти сразу.

– Мощно и резко выдохнуть. Звук на какой-то момент станет громче, а потом, быстро затухая, исчезнет.

Ещё один способ способ управления громкостью и длительностью звука – использование дыхания при игре.

Дыхание при игре

Используя дыхание при игре можно извлекать более продолжительные, более громкие звуки, а также значительно украсить и обогатить музыку. При дыхании носом тембр не изменяется совсем, но при дыхании ртом каждый малейший вдох или выдох заметно отражается в звучании варгана: тембр изменяется, дополняется особым бархатистым, объёмным оттенком. О дыхании ртом и пойдёт речь далее.

Максимальный эффект от использования дыхания возникает тогда, когда с помощью губ весь воздушный поток направляется исключительно между основанием и язычком варгана. В зависимости от направления, этот воздушный поток влияет на звучание варгана, усиливая или ослабляя колебания язычка.

Глубокий и резкий вдох делает звук громче и ярче, тогда как неспешный и равномерный вдох – продляет колебания язычка. Резкий же выдох в отличие от вдоха, останавливает движение язычка, более плавный и постепенный – отражается только на тембре варгана. Попеременно используя при игре длительный, размеренный вдох и выдох можно поддерживать амплитуду колебаний язычка на нужном уровне, достигая при этом красивого, непрерывного звучания и постоянной громкости.

Две важных составляющих позволяют в полной мере использовать дыхание при игре: большой объём лёгких и сила мышц брюшного пресса и диафрагмы. Большой объём лёгких даёт дополнительные возможности для громкой, мощной игры и для воспроизведения длительных музыкальных фрагментов на одном дыхании. Развитые мышцы брюшного пресса и диафрагмы помогают делать резкие, глубокие вдохи и выдохи, а также воспроизводить любые серии коротких, неглубоких вдохов и выдохов.

Какие-то из описанных эффектов от использования дыхания могут проявляться по- разному на разных варганах. Важным фактором является положение язычка у инструмента, и характер его изгиба.

На варганах, где язычок плотно подогнан к основанию, воздушным потоком можно не только усиливать или ослаблять колебания язычка, но и приводить его в движение из спокойного состояния – сильным и резким вдохом. Вторую руку при игре такой техникой можно вообще не использовать и управлять звуком, только лишь удерживая одной рукой варган возле рта.

Выше уже упоминалось, что дыхание при помощи носа никак не влияет на тембр варгана, но это не означает, что оно не используется музыкантами вовсе. Такой способ дыхания незаменим, когда например, после длительных фрагментов с активным использованием дыхания нужно вновь быстро набрать воздуха в легкие без изменений в звуке. Резкий вдох ртом исказит мелодию, тогда как вдох носом никак на ней не отразится.

В заключение

Несколько советов для тех, кто хочет достичь максимального мастерства во владении варганом:

– Доведите до автоматизма технику извлечения и изменения звука. Это позволит вам не отвлекаться во время игры на сложные технические приёмы, играть долго, непрерывно, с красивым и чистым звуком.

– Следите за тем, чтобы во время игры не было слышно никаких призвуков. Язычок при движении не должен задевать основания варгана, а все те движения, которые вы производите при помощи органов дыхания и речи должны быть беззвучными, если иного не предполагает музыка.

– Избавьтесь от всякого физического напряжения во время игры. Поза, в которой вы играете должна быть удобной. Варган должен комфортно располагаться в руке, пальцы не должны уставать. Это правило является залогом глубокого эмоционального погружения в музыку, когда ничто не будет отвлекать вас во время игры.

– Старайтесь играть на качественных инструментах. Каким бы опытом не обладал исполнитель, многое зависит и от варгана, на котором он играет. На дорогом инструменте с первоклассным звучанием и широким диапазоном обертонов можно играть гораздо более разнообразную музыку, чем на недорогих сувенирных инструментах.

И напоследок самый важный совет. Вкладывайте в музыку свои мысли и переживания, ищите звук, близкий вам по духу и по настроению, экспериментируйте со сложными ритмами дыхания и ударов по язычку. Каждый человек со временем обретает свою неповторимую манеру игры. Каждый варган обретает своё особенное звучание в руках у мастера. Импровизируйте!

Обратите внимание: