"Четыре четверти": музыкальный сайт о саморазвитии через музыку

Музыка, которая расскажет Вам о том, как родилась Вселенная. Аутентичные знания и практики. Горловое пение, варган, медитация, эзотерика, философия, самореализация, ритм...
Ритм четыре четверти, 100 %, целостность, гармония, красота, равновесие и развитие.

Главная -> Библиотека -> Музееведение -> Идентификация материалов обложек и методы ухода за ними
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory

 

Предлагаемая идентификация не ставит задачей наклейку ярлыков. Перед тем как определить, из какого материала изготовлен переплет, и не является ли он дешевой подделкой под дорогой материал, важно выяснить, имеет ли материал обложки следы износа или повреждений. Общее правило: если обложка книги состоит из двух разных материалов, то более дорогой, как правило, используется для изготовления переплета (и обтяжки углов обложки).

Кожаная обложка. Дубленые кожи, то есть такие, которые окрашены путем вымачивания в красителе, полученном из растений - овечьи, козьи, телячьи и реже других животных, имеющие полированную поверхность. Чаще всего книжные обложки имеют коричневый цвет, но возможны и другие цвета - красный, черный, голубой или зеленый. Поврежденная кожа имеет потертости, как правило, более светлого оттенка по сравнению с основной поверхностью, ее лакировка растрескивается и начинает шелушиться, в ряде случаев напоминая опилки.

Обложка из выворотной кожи Выворотная кожа, которая выглядит как замша, имеет грубую бархатистую поверхность. На такую обложку нельзя надевать кожаный футляр и ее нельзя чистить средствами для чистки замши и щеткой.

Окрашенная обложка кожи. На внешней части обложки может встречаться нанесенный краской декор. Это встречается достаточно редко, но если книга украшена таким декором, ее можно только тщательно очищать от пыли. Консервация таких книг требует профессиональных навыков.

Тонкий и толстый пергамент. В этому разряду относится пергамент и аналогичные материалы, полученные из вымоченных в известковом растворе и растянутых кож. Они не относятся к кожаным материалам, поэтому на них нельзя наносить какие-либо покрытия, смазывать их маслом, чистить молоком, водой или растворами на водной основе. Такие обложки можно чистить только пластиковой резинкой, как правило, белого или розоватого цвета, хотя возможны черные или зеленые варианты резинок. Эти материалы имеют жесткую поверхность, похожую на пластик, и могут иметь острые края с бело-кремовой прослойкой, которая видна на срезе или изломе.

Коленкор. Специальная ткань, предназначенная для изготовления книжных обложек, пропитанная крахмальный наполнителем, который препятствует проступанию клея на поверхности обложки и порче ее внешнего вида. Как правило, такая обложка блестит на свету. Многие изготовленные из коленкора обложки книг XIX века имеют имитирующее кожу тиснение, поэтому будьте внимательны, так как их легко спутать. Поврежденный коленкор должен иметь следы износа, например, проступающие нити. Эти нити видны либо в местах разрывов, либо свисают по краям обложки, либо проступают в виде переплетения нитей на изношенной поверхности. Если на поврежденных участках переплетения нитей менее очевидны, чем там, где обложка не повреждена, то вы имеете дело не с коленкором, а с бумагой.

Тканевая обложка. Книги могут быть переплетены в бархат, шелк, парчу и т.д., то есть в такие тканевые материалы, которые не предназначены для книжных обложек, а также в специальную, предназначенную для изготовления обложек ткань с ворсистой поверхностью. Естественно, такие книги нельзя обрабатывать полирующим составом. Чтобы определить, из ткани ли изготовлен переплет, следует поднести книгу к свету и посмотреть на нее вдоль плоскости обложки; если на поверхности видны ворсинки (такие же, как если посмотреть на ткань), то это - ткань. В местах повреждений тканых обложек видны следы тканевых переплетений.

Бумажная обложка. Сюда относятся книги в жестких и мягких обложках, покрытых декорированной бумагой. Эти книги, несмотря на часто потрепанный внешний вид, могут иметь большую историческую, а иногда и материальную ценность. С ними нужно обращаться очень осторожно и брать их только чистыми руками - бумага пропитывается грязью, и жирные отпечатки пальцев бывает невозможно удалить. Бумажные переплеты встречаются намного реже кожаных, хотя возможны случаи обработки бумаги под кожу (особенно французские переплеты начала XIX в.). Бумага на этих обложках часто очень тонкая, иногда хрупкая, и в местах истирания разлохмачивается. Идентифицировать эти обложки легко по утолщениям вдоль кромок. Бумажные обложки можно чистить пластиковой резинкой и ни в коем случае нельзя полировать.

Тесемки. Для закрепления книги в закрытом состоянии часто используются тесемки из ткани или кожи, которые, как правило, размещаются посреди переплета, но могут располагаться в верхней и нижней его части.

Металлические детали. Обычные переплеты могут иметь металлические застежки, рельефные украшения или уголки, а также книги могут иметь полностью металлические оклады. Такие книги требуют осторожного обращения, так как при выпадении металлической детали в этом месте выступает острый крепеж. Этот крепеж может повредить стоящие рядом книги, поэтому такую книгу необходимо хранить в специальном футляре.

Другие виды обложек. Сюда можно отнести любой материал, не относящийся к описанным выше, например, дерево, слоновую кость, лак, включая выделанную квасцами лайку, то есть кожу, обработанную солями алюминия и калия, которые придают ей белый цвет. Эту кожу часто принимают за тонкий пергамент (кальку), однако если она окрашена (как правило, в розово-красный цвет), ее легко принять за кожу. Если в местах разрывов такого переплета проступает белый цвет, то скорее всего, мы имеем дело с переплетом из лайки, а не из кожи.

При всей важности книги как носителя знания, все большей популярностью пользуются электронные носители информации, что порождает новые знания о хранении информации, созданию тематических сайтов, эффективном продвижении сайтов и многие другие

Обратите внимание: