"Четыре четверти": музыкальный сайт о саморазвитии через музыку

Музыка, которая расскажет Вам о том, как родилась Вселенная. Аутентичные знания и практики. Горловое пение, варган, медитация, эзотерика, философия, самореализация, ритм...
Ритм четыре четверти, 100 %, целостность, гармония, красота, равновесие и развитие.

Главная -> Библиотека -> Об искусстве в целом -> Сказка про Алёнушку (наш герой: Елена Вовненко)
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory
Ошибка
  • JFolder::create: Could not create directory

Жила-была в Саратове девочка Лена. Училась в школе, мечтала стать цирковой наездницей, занималась в кружке художественной гимнастики при городском Дворце пионеров и очень любила пародировать знакомых людей. Однажды в раздевалке после тренировки показывает она подругам своего тренера, а та стоит в дверях и смотрит на происходящее. Девочка смутилась, а тренер взяла ее за руку и отвела в драматический кружок к Наталье Иосифовне Сухостав, которая за долгие годы своей работы воспитала в любви к театру не одно поколение детей. Многие из них стали потом очень известными актерами, а остальные выросли хорошими людьми и завзятыми театралами. Когда Сухостав взяла Лену в детский театр, о чем та и мечтать не могла, на душе у девочки потеплело, словно она в родной дом пришла. Все в этом театре дети делали сами: играли спектакли, готовили и ставили декорации, подбирали реквизит, шили костюмы. Девочка Лена со всей активностью включилась в эту захватывающую жизнь и с восторгом играла в ставившихся там сказках любую доверенную ей роль.

К окончанию школы выбор жизненного пути определился – театр и только театр, и Лена Вовненко поступила в Саратовское театральное училище им. И. А. Слонова на курс Ю. П. Киселева и Е. А. Росс. И отныне основным местом ее обитания стал ТЮЗ, где студийцы занимались специальными предметами: мастерством актера, речью, сценическим движением. Она училась радостно и увлеченно, с удивлением открывая в себе такие способности и эмоциональные глубины, о которых даже не подозревала. Еще в театральном училище поняла, как много зависит в судьбе актера от мудрости и доброжелательства режиссера. Готовила она сваху в отрывке по “Женитьбе” Н. В. Гоголя. Роль не “шла”. Тогда Ю. П. Киселев, подбадривая и увлекая действием отрывка, показал ей естественность существования данного образа в данной ситуации, помог избавиться от внутреннего зажима и неуверенности в себе. Обретенная вдруг легкость пребывания в неизведанных доселе жизненных обстоятельствах принесла желание примерить на себя как можно больше психологически “не родственных” образов.

Еще студенткой вошла Елена Вовненко в “Аленький цветочек” – знаменитый тюзовский спектакль по сказке С. Т. Аксакова. Роль доброй, терпеливой Аленушки понравилась ей и на долгие годы сохранилась в ее репертуаре. Владимир Краснов – режиссер данной редакции спектакля-долгожителя – очень чутко отнесся к начинающей актрисе и помог ей внимательно прочитать трагический, в общем-то, образ русской женщины, способной без громких слов и демонстрации внутренней силы совершить подвиг во имя любви. Сказка ложь, да в ней намек: Актер идет к образу от внутренних возможностей, а в Лене было много общего с Аленушкой и в преодолении обстоятельств, и в становлении характера.

Театр юного зрителя сразу стал для Елены родным домом. Она училась мастерству не только у своих непосредственных учителей: Ю. П. Киселева, Е. А. Росс, Ю. П. Ошерова, но и у маститых коллег: З. Спириной, В. Немцовой, В. Краснова, С. Лаврентьевой, Б. Федотова: Ежедневное общение, возможность наблюдать за ними в процессе работы над ролью и играть на одной сцене давали не меньше, чем учебные этюды и тренинги. Не говоря уже о том, что значило для нее, молодой актрисы, само по себе вхождение в этот богатый традициями и неординарными личностями коллектив.

Складывающийся репертуар изобиловал поначалу принцессами, Белоснежками, но и они были разными, и отношения с партнерами по сцене требовали различных подходов, и режиссерские задачи пробуждали несходные ассоциации. Впрочем, отсутствие в современном театре понятия “амплуа” дает актеру возможность попробовать свои силы в самых неожиданных ролях, идти от психологии героя, а не путем накопления сценических штампов. Большим подарком судьбы оказалась роль Липочки в спектакле “Банкрот”, который поставил по пьесе А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся” Владимир Краснов. Все в этой работе было интересным: режиссерское прочтение пьесы, актерский состав, сама роль Липочки – антипод Аленушки.

Елена Вовненко – человек, очень чуткий к языку произведения. Любовь к чтению, к хорошей литературе привил ей отец. И поэтому актриса очень ценит то, что в ее творческой биографии огромное количество ролей основано именно на хорошей классической драматургии (С. Т. Аксаков, А. Н. Островский, А. С. Пушкин, У. Шекспир, Э. де Филиппо). Она считает важным, каким языком театр (особенно детский) разговаривает со зрителем, какую сторону жизни акцентирует. Чем больше Вовненко работает в театре, тем острее ощущает потребность учиться, узнавать новое в собственной профессии. Она с удовольствием сидит на репетициях спектаклей, в которых лично не занята, и сожалеет, что немного остается времени для посещения других театров. А хочется еще активного обмена творческим опытом, участия в мастер-классах. Желание, не осуществимое пока в Саратове для актерского цеха.

Одна из последних работ заслуженной артистки России Елены Витальевны Вовненко – Филумена Мартурано в спектакле “Брак по-итальянски” по пьесе Эдуардо де Филиппо – вызвала восторженные оценки прессы, принесла признание публики и получила высокую оценку жюри Саратовского театрального фестиваля “Золотой Арлекин”. Елена Вовненко была названа лучшей актрисой года. Для самой актрисы эта роль была интересна возможностью не только поработать с итальянцем Паоло Ланди, встретиться с творчеством давно любимого драматурга, но и сыграть женщину страстную, темпераментную и вполне понятную в своих житейских притязаниях. Елене Вовненко, матери троих детей, хозяйке дома с непростым жизненным укладом, есть что сказать о женской судьбе. Конечно, робкая, терпеливая Аленушка видит жизнь и ее ценности несколько иначе, чем простодушная и нагловатая Филумена. Но это, как нынче принято говорить, вопрос менталитета, а не искусства.

Аплодисменты, признание заслуг, звания и призы важны для любого художника. Но главными в жизни все-таки остаются любимая работа, профессиональный рост и жажда выразить на сцене тот огромный мир чувств, любви и доверия к людям, который сформировался в душе за годы жизни. И еще – чтобы дети стали хорошими людьми. Любимая работа важная не только для художника. Кому-то театр, а для кого-то производство сетки - дело жизни. Главное - следовать своему призванию и верить в себя!

Обратите внимание: